Летний оздоровительный лагерь при муниципальном казённом учреждении дополнительного образования детей «Центр детского творчества с. Амурзет» работал по программе «Город моей мечты». Программа составлена заместителем директора по СДР Скурлатовой И.В. и утверждена директором Ярополовой Е.В. Главной целью программы являлось: создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.
Данная цель достигалась через решение следующих задач:
- создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости; - содействовать формированию активной жизненной позиции ребёнка; - создать условия для развития координированности и коммуникативности детского коллектива – через творческую самостоятельную, объединяющую деятельность детей в смешанных группах, через детское самоуправление.
Из технического обеспечения имелся музыкальный центр, магнитофон, микрофоны, DVD, телевизор, компьютер.
В режиме летнего лагеря было предусмотрено трёхразовое питание, оздоровительные мероприятия, воспитательно-развивающая программа.
Для ежедневного отдыха детей были обустроены: игровая комната, места для проведения гигиенических процедур с соблюдением всех необходимых санитарных норм, были предоставлены отрядные места, актовый и спортивный залы, спортивная площадка на улице.
Продолжительность смены составила 18 день. В течение смены дети находились в летнем лагере с 09.00 до 17.00, дети, не достигшие возраста 10 лет, покидали лагерь в 15.00 в соответствии с утвержденным режимом дня:
9.00 – 9.10 – Сбор жителей городов 9.10 – 9.20 – Большой совет (организационная линейка) 9.20 – 9.30 – Утренняя зарядка «Тише едешь - дальше будешь» 9.30 - 10 – Завтрак горожанина 10.00 – 11.00 – «Внимание работает совет города» (дело в отряде). 11.00 – 12.00 «Олимпийский отряд» (спортивно-оздоровительный час). 12.00 – 13.00 «Дипломатические хлопоты» (внутри командное дело). 13.00 – 14.00 – «Работают лучшие рестораны города» (обед) 14.00 – 15.00 – «Мегаполис» (общелагерное дело). 15.00 – Прощание с младшими горожанами (уход детей 6 – 10 лет) 15.00 – 16.00 – «Внимание работает совет города» (дело в отряде). 16.00 - 16.30 – Полдник. 16.30 - 17.00 – «Приведи в порядок себя и свой город», прощание с горожанами (уход детей домой 10 - 14 лет)
Отрядные комнаты были оформлены детьми и вожатыми соответственно тематике смены. В общем холле висели « городские часы» (режим дня), « законы градостроителей », доска объявлений для детей и родителей, права и обязанности «горожан», план строительства городов (план работы смены).
Все задействованные кабинеты имели названия в соответствии с сюжетно – ролевой игрой программы, которая действовала в течение всей смены и имела собственную структуру управления. Так, к примеру, начальник лагеря становился «начальником строительства», педагог – организатор «прорабом» воспитатели – «городскими советниками», вожатые – « мерами городов», дети «горожанами», командир отряда – «главным архитектором». Городские жители могли иметь такие специальности, как:
- архитектор, - дизайнер, - оформитель, - озеленитель, - спортсмен, - журналист, - артист, - инспектор полиции.
В задачу каждого отряда входило ежедневно расширять свой город, пристраивая к нему новые объекты: дома, улицы, общественные здания. За победу в общелагерном мероприятии отряд получал крупный городской объект, а за участие – лишь одно из его подразделений. Все отряды имели определенную площадь для постройки города, это часть стены в общем зале. С каждым днем количество объектов в городе увеличивалось, города разрастались. Плановые мероприятия выстраивались таким образом, что бы участники могли развивать инфраструктуру своих городов. К примеру, выстроить административные здания, стадион, госпиталь, телестудию, вокзал.
Каждый горожанин имел свой дом на определённой улице, на пример на улице Спортивной или Творческой, за активное участие в жизни лагеря на домики клеились окна, таким образом, была продумана система личностного роста участников игры.
В конце смены отряд, построивший самый большой и красивый город, получил сладкий приз и звание столицы государства.
Большое внимание в процессе работы лагерной смены уделялось детям из многодетных и неблагополучных семей. Воспитатели неоднократно проводили с этими ребятами индивидуальные беседы, тренинги, игровые коррекции, старались активнее привлекать их к участию в различных мероприятиях.
В рамках программы реализовывались следующие направления: интеллектуальное, физическое, досуговое, патриотическое. Ко всем проводимым мероприятиям были разработаны сценарии, в помощь воспитателям имелся банк методических материалов. Из опросов, проведённых среди детей самыми запоминающимися стали следующие мероприятия: игра по станциям «Карусель экономики и политики», конкурс фильмов «На съёмочной площадке», день здоровья, «Битва хоров», конкурс танцев, «Форд Боярд».
В I смену в лагере было сформировано три отряда - города:
- I отряд - город «Hollywood», воспитатели Штанько Н.В., Дулуб П.Н., воспитанники данного отряда большую часть отрядного времени посвящали интеллектуально - познавательным играм и викторинам. Часто становились победителями межотрядных соревнований.
- II отряд - город «Светлоград», воспитатели Канавина Е.Ю., Кондратьев О.Б., с удовольствием принимал участие во всех мероприятиях как отрядных, так и общелагерных. Усилиями ребят данного отряда был поставлен и показан спектакль, имевший успех у остальных воспитанников лагеря, сценарий, изготовление реквизита было общим делом всего отряда.
- III отряд – город «Звездоград», воспитатели Жуковина Т.Д., Рысина Т.А. Много времени в отряде посвящалось художественному и декоративно прикладному творчеству. Выставки, организуемые, как отрядные мероприятия часто становились и общелагерными, так как находили отклик у воспитанников других отрядов.
Исходя из вышесказанного, мы можем считать, что у участников смены динамично развивались:
- творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки, а так же навык культурного поведения, этикета и бережливости;
- приобретался новый социальный опыт, связанный с интересным общением, новыми друзьями.
Анализ проведенных воспитателями мероприятий показал хороший уровень их организации. А анализ содержания мероприятий отразил высокий уровень познавательного потенциала. Воспитанники лагеря отдохнули, прошли необходимое оздоровление, укрепили физические и психологические силы, расширили свой кругозор и получили массу положительных эмоций.
Посредством входной диагностики, анкетирования и бесед с воспитанниками и их родителями, стало ясно, что работа лагеря полностью удовлетворила желания детей и родителей на организацию полноценного отдыха в летний период. Единственной просьбой высказанной детьми и воспитателями было желание ввести принцип «Номинации» во избежание психологических проблем побеждённых, что мы и сделали во всех творческих конкурсах. Подводя итоги работы I смены необходимо отметить желание детей придти в ЦДТ в качестве воспитанников кружков.
Деятельность лагеря была организованна в соответствии с нормативно – правовыми документами. За период действия не было случаев травматизма детей, посещаемость в лагере составила 97%.
Скурлатова И.В., зам. директора по СДР МКУДОД «ЦДТ с. Амурзет» |